Арендатор займет 1 368 кв. м на 2 этаже ТРЦ
Доля пустующих площадей оказалась рекордной

Они по-прежнему торгуются с собственниками

Новости
Скачать статью

Фейслифтинг по-шведски

Фейслифтинг по-шведски

IKEA Centres Russia объявила о глобальном обновлении торговых комплексов «Мега». Оно затронет фасады, внутреннее оформление, зону фудкорта, территорию рядом с торговыми центрами. Привычки и ожидания посетителей меняются, вслед за этим центры «Мега» трансформируются в пространства для встреч, объясняет представитель IKEA.

Торговые центры «Мега» ориентированы на жителей не только городов-миллионников, вблизи которых находятся, но и их сателлитов, говорит Полина Жилкина, руководитель отдела ритейл консалтинга департамента торговых площадей компании JLL. Для жителей таких городов «Меги» очевидно являются местом встреч, рассуждает она. Для москвичей же выбор зависит от целей: в поиске места для проведения времени и разнообразного и расширенного шопинга они также могут выбрать децентрализованную «Мегу».

Сейчас у шведской компании 14 торговых центров в России. «Раньше все “Меги” были очень похожи по формату, а сейчас мы хотим, чтобы каждый торговый центр имел свой имидж, облик», – рассказывал гендиректор IKEA Centres Russia Милен Генчев. Концепция обновления каждого торгового центра разрабатывается с учётом его особенностей: окружающего ландшафта, истории и культуры города, предпочтений и привычек гостей «Меги».

«Мега» в Казани

Первым торговым центром, получившим свой облик, стала «Мега Казань». Компания провела обновление фасада, концепция дизайна получила название Ice Crystals («Кристаллы льда»). «Вдохновением при создании нового облика послужили природные формы, ярко-голубой цвет воды и льда, очертания исторических зданий Казани», – рассказывает представитель IKEA. В ходе проекта заменено напольное покрытие, обновлено декорирование потолочных решений, изменено освещение внутри «Меги». Фасады магазинов уже обновили 50 арендаторов, ещё 20 арендаторов обновят до конца этого года, говорит представитель компании.

Следующий этап – обновление зоны фудкорта. В результате он превратится в общественное пространство, где ресторанные концепции будут сочетаться с зонами для выставок, мастер-классов и концертов, рассказывает представитель IKEA. Зона кафе и ресторанов станет двухуровневой: на уровне парковки будет место для фастфуда, а на уровне торгового центра – новые кафе и рестораны. Причём их количество увеличится, это будут как локальные, так и федеральные операторы. Число ресторанов в результате перепланировки должно вырасти с 18 до 25, а площадь зоны общепита – с 3000 до 5800 кв. м, по данным РБК. Изюминкой нового фудкорта станет особая система зонирования, соответствующая временам года, описывает представитель IKEA. Здесь же будет создана детская площадка Lucky Climber. Обновление коснулось и территории вокруг центра: осенью здесь был открыт сквер со светомузыкальным фонтаном.

Из кухни – в молл

Но главные изменения в «Мегах» затронут фудкорты. В ближайшее время запланировано открытие второго «Вкусного бульвара» – в «Мега Химки». Он объединяет зону кафе и ресторанов и зону развлечений. Первый «Вкусный бульвар» открылся в прошлом году в «Меге Тёплый Стан». После реконцепции площадь фудкорта увеличилась вдвое, до 5000 кв. м. «Общение не только в русской культуре – во всех культурах мира связано с едой, с напитками», – рассказывал Генчев. По его словам, 30-40% посетителей ТЦ «Мега», в зависимости от конкретного объекта, регулярно посещают рестораны в них.

«Разрабатывая микс арендаторов, мы большое внимание уделяли тем фуд-операторам, которые ранее не были представлены в торговых центрах. Так в “Меге” появились Correa’s, ресторан и магазин фермерских продуктов LavkaLavka, Ploveberry и другие», – рассказывал ранее представитель IKEA.

Это очень хорошая и своевременная идея, уверена руководитель отдела торговых центров департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева. Торговые центры стали больше, чем торговые площади, это место досуга, встреч, свиданий, говорит она, та часть жизни, которая раньше проходила на кухнях, в скверах, на улицах, перемещается в моллы.

Пространство вокруг

Ещё один акцент – это расширение досуговой составляющей, причем как внутри, так и снаружи «Мег». В моллах появляются новые детские площадки, открываются парки и скверы, рассказывает представитель IKEA. В ближайших планах – открытие в июне рядом с «Мегой Дыбенко» в Санкт-Петербурге парка площадью почти 90 000 кв. м.

С осени 2016 г. работает игровой комплекс, качели, песочница и парковая зона около «Меги Химки» (занимают 4000 кв. м). А в «Меге Самара» появилась открытая детская площадка со специальным инклюзивным игровым комплексом, оснащенным пандусами для подъёма детей на инвалидных колясках и яркими цветовыми кодами для слабовидящих детей.

Социальные объекты не приносят денег напрямую, но создают удобства для посетителей и жителей районов; парк позволяет улучшить инфраструктуру, говорит Генчев.

Развитие торговых центров «Мега» и их трансформация в места для встреч является хорошим и логичным решением, считает Андрей Сурков, ведущий консультант отдела исследований и консалтинга компании «Магазин Магазинов». Торговые центры «Мега» активнее посещают в выходные дни, поэтому расширение возможностей не только для совершения покупок, но и для проведения досуга позволит качественнее удовлетворить потребности их аудитории. К тому же по выходным эти ТЦ часто посещают семьи, которые проводят там большое количество времени, поэтому развитие зоны общественного питания и досуга повысит комфорт пребывания в молле и окажет положительное влияние на торговую составляющую, добавляет он.

Основные тренды сегодня – гаджеты, еда и дети, говорит Хакбердиева. В России бэби-бум, иметь одного ребенка уже не комильфо, напротив, стало модно быть многодетной семьёй, ярко выражен тренд на осознанное родительство во всех более-менее обеспеченных городах, отмечает она. Поэтому нововведения «Меги» своевременны, актуальны и востребованы. Сейчас все торговые центры хотят иметь огромную детскую зону. Если раньше она занимала 300–400 кв. м, то сейчас – 3000 кв. м. Только на активные детские развлечения выделяют по 1500–2000 кв. м: комплексы батутов, сухие бассейны, скалолазание, мастер-классы, «город профессий». Возвращается популярность кружков. ТЦ предоставляют свои площади под спортивные тренировки. Например, в «Авиапарке» можно с тренером заниматься фигурным катанием. ТЦ «Город» на Рязанском проспекте сдаёт свой лёд хоккейным клубам. Футбольные клубы готовы брать под поле площадки на крышах, паркингах.

Без революций

Сколько именно будет вложено в реконцепцию, представитель компании IKEA не говорит. Инвестиции рассчитываются для каждого проекта индивидуально в зависимости от объёма работ, объясняет он. Так, на обновление «Меги Казань» потребовалось, по его словам, 2 млрд руб.

Это часть инвестиционной программы, по которой компания планирует направить на развитие бизнеса в России около 100 млрд руб. «Средства, которые мы вкладываем в обновление торговых центров, являются нашими прямыми инвестициями. Обновление магазинов ритейлеры производят за свой счёт», – подчёркивает представитель IKEA. Однако революция в «Мегах» вряд ли будет, слишком большие изменения пугают клиентов, признавал Генчев.

«Меги» как торговые проекты давно окупились, и сейчас самое время вдохнуть в них новую жизнь, чтобы они оставались лучшим в городе, считает Хакбердиева.

Торговые центры, построенные более десяти лет назад, продолжают устаревать и требуют обновлений, говорит Жилкина. Условно можно выделить две группы возможных действий – реконцепция и редевелопмент, продолжает она. Реконцепция предполагает, в основном, неосязаемые изменения, в частности, в составе арендаторов, имидже и маркетинге объекта. Редевелопмент подразумевает существенные изменения в конструкции здания, например надстройку этажа, строительство новой фазы, значительное изменение планировок на этаже, создание атриума, перенос эскалатора и так далее. При этом часто реконцепция ограничивается сменой, ротацией арендаторов и минимальным изменением планировки, с этим связанным. В основном в процессе реконцепции торговые центры сегодня движутся в направлении двух трендов рынка ритейла – еда и дети, отмечает Жилкина.

Виртуальная реальность

В «Меге Казань» работает экспериментальный проект «Мода 360» – возможность оказаться в первом ряду модного показа. Во время просмотра видео в виртуальных очках можно выбрать понравившийся образ в online-режиме. Для этого нужно поставить рукой «лайк» - это действие отправит вещь в корзину. После показа все выбранные модели отобразятся на экране электронного стола с отдельным личным кабинетом, где можно увидеть выбранные вещи, изменить их цвет или размер. Каждый гость получит индивидуальное уведомление со списком магазинов «Меги», в которых представлены понравившиеся товары, вместе с фото и артикулами вещей. 

Поделиться

самое важное о торговой недвижимости – доставим на ваш email